Блог Oxtron

Кто такой специалист-консультант 1С

Введение.

Настоящая статья открывает серию размышлений о том, кто такие специалисты-консультанты, какие навыки помогают выполнять им свои обязанности, кроме того, каждый из очерков раскрывает специфику выполнения работ по автоматизации процессов на базе комплексных решений фирмы «1С».

Кто такой специалист-консультант.

Для того, чтобы понять, кто такой специалист-консультант по информационной системе достаточно определиться с тем, а для чего же он нужен? Я пытался найти ответ на этот, казалось бы, простой вопрос, среди коллег на семинарах «1С». Общаясь неформально, опрашиваемые, несмотря отличное знание предмета, уходили в бесконечные споры. Каждый раз открывались нюансы, связанные с практическим опытом участника. И только переход на политические темы или вовремя поданное пиво успокаивали моих друзей. Именно поэтому, в своих рассуждениях, я буду избегать лишних подробностей и специально упрощать некоторые моменты этой сложной и многогранной роли.
Если сказать просто, то консультанты занимаются автоматизацией процессов. Не буду раскрывать для чего. Задачи могут быть самыми разными, но поясню, что результатом автоматизации становится появление в компании информационной системы, в которой отражается деятельность. Когда руководство компании принимает решение об улучшениях, оно и не задумывается, что должны найтись герои, которые несмотря на все трудности, должны провести такие изменения и получить результат в невероятные сроки. А для того, чтобы получить этот результат, у консультанта должно быть три основных инструмента.

Три основных инструмента консультанта

Конечно же, у консультанта должны быть различные навыки для взаимодействия с людьми, такие как умение слушать, творческий подход, системное мышление и т.д. Должны быть знания в области управления проектом и понимание основ организации процесса сопровождения. Однако, я выделю лишь то, что с моей точки зрения, является главным у консультанта. То, что можно и нужно развивать для успешного выполнения консультантом своей непростой работы.
Первым, и как мне кажется, самым важным инструментом является знание предметной области. Консультант по информационной системе не бизнес-аналитик. Он не занимается реинжинирингом бизнес-процессов на предприятии.

Однако, для проведения автоматизации необходимо хорошо знать свою группу процессов. Ушли те времена, автоматизацией занимались универсалы, которые поверхностно знали все и обо всем. Пришло время специалистов, которые глубоко знают как организована работа того или иного подразделения. Среди консультантов часто встречаются бывшие заведующие складским хозяйством, начальники отделов снабжения, экономисты производства и прочие руководители подразделений. Они раньше обеспечивали выполнение своей группы процессов на предприятии. Автоматизируя деятельность компании, они прекрасно знают состав своих процессов, выполняемые по ним операции и результаты по ним. Этот инструмент появляется у консультанта с опытом, нарабатывается годами. Именно он и придает силу словам консультанта. За каждым таким словом есть весомый аргумент, который консультант, как правило, не раз проверил на самом себе. Приходя на предприятие, такие консультанты, сразу признаются «своими». Они используют правильный глоссарий и никогда не назовут «загогулину» - «фиговиной». Пройдя по цеху эти профессионалы делают выводы об узких местах, которые никогда не увидит любитель, впервые попавший на производство. К таким людям прислушиваются, от таких ждут советов, с ними хотят общаться.
Второе, что должно быть у консультанта – это знание функционала информационной системы. Информационная система и есть то, с помощью чего происходит автоматизация.

Проводя обследование, консультант сразу же представляет, какими именно объектами системы процесс будет отражаться. Эта концепция рождается в его сознании сама собой, а в дальнейшем, лишь подтверждается контрольными примерами. Это знание, в отличии от понимания предметной области, можно получить в разы быстрее. Компания «1С» создала отличную платформу для реализации прикладных решений и подробную документацию по функционалу. Появилось огромное сообщество прекрасных специалистов, которые делятся друг с другом лучшими практиками и методическими решениями. Подробно описаны схемы прохождения курсов для изучения информационных систем и предусмотрен соответствующий им порядок сертификации для подтверждения полученных компетенций. В системах «1С» функционал явно разделен по группам, соответствующим автоматизируемым процессам, что сильно помогает новичкам при обучении.
Последний инструмент консультанта – это его умение организовать эффективное взаимодействие с людьми.
Для того, чтобы автоматизировать процессы, недостаточно настроенного программного решения. С системой работают пользователи, которые и наполняют систему данными, анализируют эти данные, принимают на основе этого анализа решения. Но для того, чтобы заработала эта единая система, необходимо провести организационные изменения. Сотрудникам предприятия теперь нужно выполнять свою работу с использованием информационной системы. И кто-то должен организовать эти изменения. Именно консультант, используя магию убеждения, обеспечивает прохождение первых шагов сотрудниками предприятия, подталкивая их в определенном направлении для достижения общей цели. При этом консультант должен создать атмосферу сотрудничества и доверия между разными группами заинтересованных лиц, учитывая мотивацию, потребности и ограничения окружающих его людей.
В следующем очерке я подробнее расскажу о специфике выполнения работ консультантом, что еще лучше позволит понять кто же эти люди.
2023-09-20 09:27 Статьи